Что такое ЧПУ адреса страницы?
ЧПУ — так с чьей-то легкой руки назвали адреса сайтов сформированные при помощи транслитерации русских слов или кириллическим текстом. Название ЧПУ («человекопонятный» урл) включает в себя слово, которого в русском языке не существует. Аббревиатура и ее расшифровка подчеркивают, что данные адреса удобны человеку и сделаны для него.
Если немного углубиться в историю данного понятия, то можно обратить внимание, что произошло оно от английского SEF (search engines friendly) — речь идет о дружественности адреса поисковым системам, но никак не посетителям сайтов.
В этой статье я расскажу про ЧПУ адреса и про их влияние на позиции сайта.
С какими целями создают ЧПУ на сайте?
ЧПУ для посетителя
В этом разделе, к сожалению или к счастью, мне придется больше развенчивать мифы, ибо с моей точки зрения посетителю поисковой системы или сайта глубоко плевать на «человекопонятные» или любые другие адреса страниц. Обычно в сеошных интернет сказаниях звучат следующие преимущества создания красивых урлов:
1. Возможность продиктовать адрес сайта по телефону
Скажите, Вы часто диктуете адреса внутренних страниц сайта по телефону?
2. Утверждение, что «прошаренные» юзеры удаляют часть урла, чтобы нажать на оставшеюся и перейти в нужный раздел.
По-моему для перехода по страницам сайта существуют старые проверенные способы. Меню сайта, ссылки в статьях, хлебные крошки — именно так осуществляется навигация по сайту. И именно такой переход фиксируется поисковыми системами для оценки ПФ сайта.
3. Увеличивает кликабельность снипета в выдаче
Верите ли Вы в то, что пользователи набравшие запрос в поисковой системе и получившие в ответ кучу текстов с выделенными ключевыми словами начинают изучать английские урлы над ними? Я, думаю, комментарии излишни.
ЧПУ для поисковых систем
Что касается полезности ЧПУ, а точнее пользы SEF для ранжирования в поисковых системах, то этот фактор, безусловно, заслуживает внимание. Слова, заключенные в них, несут дополнительную информацию о внутреннем наполнении страницы.
При этом необходимо помнить, что информацию о содержании и релевантности страницы запросу поисковые системы черпают из разных источников: текстовое наполнение, метатеги, ссылки, ведущие на страницы. А качество страницы оценивается при анализе поведенческих факторов.
Исходя из выше написанного, можно предположить, что ЧПУ адреса, которые раньше действительно являлись существенным фактором ранжирования, играют не столь большую роль, а их создание является данью моде.
Этот вывод важен при работе со старыми сайтами при решении вопроса, изменять ли адрес, делая ЧПУ.
Организация структуры и вида ЧПУ адресов
Если Вы уже решили создать сайт с ЧПУ адресами, то возможно придется решать несколько вопросов связанных с различными вариантами исполнения. Давайте рассмотрим эти варианты реализации ЧПУ.
Кириллические или латинские ЧПУ
Кириллические ЧПУ понятнее при прочтении, их удобно диктовать голосом, а также можно допустить, что они приятнее чьем-то взгляду, который видит родные буквы.
Недостатком является невозможность правильного копирования в различные программы, которые могут отобразить адрес страницы в виде кода. Собственно, адрес останется адресом, но для глаза станет гораздо менее приятен. Также не все браузеры показывают русские буквы, например, ИЕ10 покажет адрес в urlencode.
Если Вы выбрали использование ЧПУ латинскими буквами, то существует два варианта:
1. Перевод с русского на английский и использование иностранного слова
2. Транслитерация слова в латинский алфавит
Часто оба способа применяются совместно — для общепринятых известных слов (/news, /articles) логично применить перевод, для всех остальных транслитерацию на латиницу.
Полный путь у ЧПУ или короткий
Хотя данный выбор зависит от настроек CMS сайта, тем не менее, возможность перенастроить вывод урлов всегда есть. А значит, нам нужно определиться, чем тот или иной способ лучше.
Вариант 1. Site.ru/nazvanie-tovara
Вариант 2. Site.ru/kategorija-tovara/podkategorija-tovara/nazvanie-tovara
1. С точки зрения качества сниппета, если допустить, что пользователи изучают подсвеченный урл сайта — вариант 1, безусловно, более привлекателен.
2. Отсутствие лишних транслитерированных слов, меньшая длина урла, также говорят в пользу 1-го варианта.
3. Однако при написании полного адреса, указывающего на все верхние подразделы и раздел поисковая система получает максимум информации о структуре сайта. Если эти данные подтверждены h1, title, хлебными крошками, то сайт, имеет шанс получить в поисковой системе Яндекс быстрые ссылки.
Структура ЧПУ
Если Вы выбрали полный путь, то важно из чего именно он формируется, включает ли в себя ключевые слова. В качестве примера могу привести реальную задачу, которую пришлось решать мне.
Сайт автомобильной тематики, продажа детали выпускаемой владельцем сайта.
Стоял выбор между вариантами ЧПУ:
1. avtomobilnyj-tovar.ru/tovar-Audi/tovar-Audi-A4 (tovar – название детали машины)
2. avtomobilnyj-tovar.ru/tovar-Audi/Audi-A4
3. avtomobilnyj-tovar.ru/Audi/Audi-A4
Изначально предполагалось, что главным плюсом каждого уровня является точное вхождение название товара и марки (модели) машины. Но для реализации задачи было необходимо внести изменения в ЦМС сайта. Данный вопрос был вынесен для обсуждения на SEO форум.
Основные аргументы в пользу вариантов 2,3 были следующие:
1. плохо тройное повторение ключевого слова в адресе;
2. поисковая система даже при одном вхождении названия товара — в доменное имя, понимает, о чем идет речь и остальные включения названия в путь бессмысленны;
3. также возможным минусом представлялась длина урла.
А какой адрес выбрали бы Вы?
Написание ЧПУ
ЧПУ могут содержать два вида разделителей — дефис и нижнее подчеркивание. Особого значения это не имеет, лично я предпочитаю разделять адреса при помощи дефиса.
ЧПУ адреса могут содержать окончание адреса «.html»
site.ru/raskrutka.html
Подобные адреса применяются редко, тем не менее, они ничем не хуже.
Заключение: ЧПУ страниц может использоваться поисковыми системами в качестве фактора ранжирования, и поскольку их создание не представляет сложности, оно рекомендуется для новых проектов всем Заказчикам!