+7 926 220-11-33

Cайт специалиста SEO (SEARCH ENGINES OPTIMISATION)
раскрутка сайтов, продвижение бизнеса в интернете

Поведенческие факторы пользователей

Примерно в 2012 году в алгоритмах поисковых систем появились новые факторы оценки качества сайта, названные поведенческими, поскольку их задача оценить ресурс с точки зрения поведения пользователя. В дальнейшем, на основании данных оценочных факторов поисковики начали строить ранжировании по запросам других пользователей.

Для поведенческого ранжирования поисковым системам необходимо было выбрать различные метрики и вывести формулу объединяющую их вместе. Полученная формула поведенческого ранжирования, конечно, являются секретом, однако сами факторы ранжирования известны, и мы сейчас их проанализируем. 

Поведение посетителей сайта – метрики для оценки

1. Показатель отказов — процент посетителей покинувших сайт, не совершив по нему ни одного перехода. При помощи этого параметра можно попытаться подсчитать долю пользователей, которым сайт неинтересен. Возможны вариации этого параметра – подсчёт отказов может вестись по времени пребывания на странице. Это достаточно логично, поскольку за некоторое время пребывания на странице, посетитель может выписать номер телефона или какую-либо другую полезную информацию, в данном случае дальнейшее «гуляние» по сайту для него бессмысленно.

2. Время просмотра страницы — важный критерий показывающий интерес пользователя к материалу на конкретной странице.

3. Глубина просмотра сайта — чем интереснее сайт, тем больше его страниц просматривают посетители.

4. Пути следования пользователя – возможность изучать перемещения по сайту можно и по более сложным алгоритмам, определяя наиболее интересные и просматриваемые страницы.

5. Возврат в выдачу — фактор, говорящий о том, что сайт не понравился или не подошел по ценовой политике. Собственно единственный фактор оценки, если на сайте не стоят счетчики поисковых систем. Хотя разве остались еще такие сайты?

Откуда поисковики берут информацию о поведенческих факторах?

Анализ факторов влияющих на оценки ПФ неразрывно связан с возможностью поисковых систем собрать и обработать поведенческие характеристики посетителей сайта. Информация к поисковикам может стекаться из нескольких источников:

Счётчики статистики

Популярные поисковики имеют собственные инструменты для учета статистики сайта. Вебмастера, заинтересованные в продвижении в поисковой системе ставят счетчик к себе на сайт. Популярные на данный момент инструменты сбора статистики — Яндекс метрика, Гугль Аналитикс.

 Браузеры

Поисковые системы создают и «продвигают в массы» собственные веб-браузеры — программы для компьютера, через которые пользователи выходят в интернет. Яндекс разработал яндекс браузер , Goole создал сhrome — с их помощью собирается различная информация о посетителях интернете, в т.ч и подробная статистика поведения.

Панели инструментов

Пользователям предлагаются различные расширения, часто вместе со скачиванием браузера. Например, Яндекс распространяет «Яндекс бар». С их помощью поисковым системам становится доступна различная информация о конкретных пользователях и их поведении на сайтах.

Как поисковые системы ранжируют по поведенческим факторам?

Как я уже писал выше, формула поведенческого ранжирования является секретом поисковых систем. Однако влияние тех или иных факторов можно предположить как логически, так и на основании проведенных экспериментов.

Показатель отказов

Давайте рассмотрим нюансы, связанные с учетом отказов посетителей на примере поисковой системы Яндекс. В Яндекс метрике есть настройка, где пользователь может указать, что именно считать отказом — выход с сайта без перехода на вторую страницу либо пребывание на странице входа менее 15 секунд. Однако не думайте, что если Вы выставите 15-секундный отказ, то Яндекс будет считать сайт лучше. На самом деле поисковик может использовать в формуле любую цифру и именно по ней рассчитывает отказы пользователя.

Естественно, показатели отказов сайта сравниваются с сайтом аналогичной тематики по одинаковым запросам. Кроме этого может играть роль и общий показатель отказов сайта, но здесь есть некоторые сомнения, поскольку ресурс может иметь информацию, имеющую больше отказов, и в этом случае она будет опускать в выдаче весь сайт. Лично мне это представляется не совсем логичным.

Время просмотра страницы

Чем больше посетитель изучает страницу сайта, тем лучше — вроде бы очевидный факт. Однако тут стоит отметить метрику связанную с временем просмотра — активность пользователя на странице. Её Вы можете прекрасно увидеть, просмотрев посещение по вебвизору .

Насколько данный фактор может влиять на поведенческое ранжирование сайта вопрос спорный, однако можно смело утверждать, что полное отсутствие активности пользователя на странице, зафиксированное вебвизором, в плюс точно не пойдет.

Глубина просмотра сайта

Оценка показателя определенно связана с общим временем, проведенным на ресурсе. Поэтому не стоит пытаться разбить одну страницу на три, увеличивая количество просмотренных страниц, например, в интернете магазине расположив товары не по 20, а по 10 на странице. Это приведет лишь к тому, что пользователю быстро надоест их листать и в итоге он просмотрит примерно столько же страниц, а времени потратит гораздо меньше.

Пути следования пользователя

Фактор посещения той или иной странице в процессе «брожения» по сайту говорит об ее интересном и (или) важном содержимом. Анализ позволяет выявить наиболее посещаемые и интересные посетителю страницы на сайте. Следствием может являться временное поднятие страницы в выдаче с целью узнать ПФ данной страницы по остальным метрикам.

Возврат в выдачу

Фактор, для оценки которого не нужен даже счетчик на сайте. Пользователь набирает запрос и Яндекс (Гугл) видят все сайты, открытые через поиск с их главной страницы. Вот только насколько реально определить конечный сайт, на котором остановился посетитель? Согласитесь, ведь иногда у Вас в браузере открыто 5-6 сайтов, Вы выписываете с них телефоны, а затем закрываете в произвольном порядке. Отсюда можно сделать вывод, что есть различные случаи возврата в выдачу, и они должны по-разному оцениваться.

Оценка и анализ поведенческих факторов своего сайта

Все нижеописанные метрики ранжирования сайта можно оценить только в сравнении — сравнить же можно либо с сайтом аналогичной тематики, либо с собственным сайтом после внесения каких-либо изменений.

Показатель отказов

Показатель отказов посетителей своего сайта Вы можете оценить по счетчику поисковой системы. Например, это может быть Яндекс метрика или Гугл аналитикс. Показатель отказов может сравниваться только по конкретному запросу, так как в разных тематиках и при разных поисковых запросах данные будут сильно разниться. Также важно понимать, что анализировать нужно как показатель отказов по запросу, так и показатель отказов в пределах всего сайта.

Время просмотра страницы

Для оценки проведенного времени Вы можете использовать инструменты метрики, в частности вебвизор. Просмотрев видео с посещением пользователя страницы, Вы узнаете также эффективность проведенного времени на странице, которая играет существенную роль при оценке данного фактора.

Глубина просмотра сайта

Достаточно спорный параметр, скорее всего не являющийся доминирующим. Вряд ли сайт, где для поиска этой информации нужно сделать 5 переходов по страницам лучше аналогичного сайта, где за два клика пользователь узнаёт то, что ему требуется. При добавлении на сайт материалов и функциональных возможностей изменение глубины просмотра надо отслеживать.

Пути следования пользователя

Просмотрев логику перемещения посетителей по сайту, Вы сможете подобрать информацию необходимую для увеличения глубины просмотра. Также будут видны малоинтересные страницы и нечитаемые тексты.

Возврат в выдачу

Фактор, говорящий о том, что сайт не понравился или не подошел по ценовой политике. Собственно единственный фактор оценки, если на сайте не стоят счетчики поисковых систем. Хотя разве остались еще такие сайты?

Улучшение поведенческих факторов

Показатель отказов

Улучшить показатель отказов можно только, разобравшись в причине, почему он высокий. В случае если он велик по всему сайту, скорее всего дело в дизайне, а конкретно в цветовой гамме. В качестве примера можно привести дизайны с черным фоном и слабочитаемым на них текстом.

Высокий показатель отказов по конкретному запросу может быть связан с низкокачественно написанным текстом, с отсутствием цены на товар (кнопка послать запрос), с невозможностью найти дальнейшую нужную информацию.

Время просмотра страницы

Увеличить время просмотра страницы можно, добавив на нее новую текстовую информацию, лучше структурировав или оформив уже имеющуюся, добавив видео материалы.

Глубина просмотра сайта

Для увеличения глубины просмотра сайта пользователем, безусловно, важно количество и качество материалов. Но об этом я уже писал выше. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на правильной перелинковке. Основана она должна быть на предполагаемых интересах пользователя просматривающего ту и иную страницу. Если в процессе прочтения появляется ссылка на новый интересный материал, то посетитель обязательно перейдет по ссылке и прочтет еще один текст.

Пути следования пользователя

На основании информации о прохождении той иной группы страниц можно составить представление, какой именно тип страниц интересен потенциальным клиентам. И также немаловажно, в каком порядке они их смотрят. На основании этой информации можно правильнее организовать внутреннюю перелинковку сайта.

Возврат в выдачу

Для уменьшения этого параметра сайт должен продавать. Делайте скидки, акции, создавайте «программы лояльности». Помните, что каждая Ваша продажа, каждый клиент, это не только заработанные сейчас деньги — это улучшение поведенческих факторов, а значит путь к подъему сайта и новым успехам.

Накрутка поведенческих факторов

Возникновение системы оценки поведенческих факторов привело к попыткам их искусственного увеличения со стороны SEO специалистов занимающихся сайтом.
В краткосрочной перспективе подобные методы возможны, но поисковые системы отслеживают и анализируют постоянно трафик, идущий на сайт.

Это происходит иногда задним числом, поэтому поднявшись в выдаче можно затем, даже прекратив накрутку посещений, получить от поисковой системы фильтр на ближайшие 6-12 месяцев.

Кроме того, сосредотачиваясь на искусственной накрутке ПФ, Вы упускаете самое главное, возможность улучшать свой сайт.

Результат улучшения поведенческих факторов

Поведенческие факторы, их оценка и влияние на них - это не только способ повлиять на отношение поисковых систем, прежде всего это сильный маркетинговый инструмент.

Наблюдение за посетителями сайта и отслеживание связи изменений на сайте с теми или иными действиями пользователей необходимый и перспективный способ, как улучшения ПФ сайта и его страниц, так и достижения лояльности большего количества посетителей.

 
Бесплатные консультации по созданию и раскрутке сайтов!

тел. +7 (926) 220-11-33 или Skype mudrez2005